Вы находитесь здесь: Главная / Пролеткульт / Рождение новой литературы в Англии

Рождение новой литературы в Англии

Английская литература в данное время одна из наиболее интересных литератур Запада. Она представлена такими гигантами, как Бернард Шоу, Герберт Уэлс, Джон Голсуорти и Джемс Джойс.

Блестящий сатирик, в совершенстве владеющий разящим оружием сатиры, мастер драмы, ярчайший публицист, Шоу, однако, все еще и теперь скользит по поверхности явлений; удары войны, рост классовых противоречий его не затронули. Шоу ожесточенно барабанит в свой барабан иронии, но нет армии, которая маршировала бы под его дробь.

Уэлс строит свои чеканные здания фантастики, Уэлс неутомим в своих попытках указать миру его болезни, он пристально смотрит в лицо страдающему человечеству, но то, что казалось когда-то, десятки лет тому назад, таким новым и смелым, стало теперь таким старым и неярким. Все, что мог сказать Уэлс, он сказал. Ничего нового от Уэлса в английскую литературу уже прийти не может.

Джон Голсуорти подлинный классик двадцатого века. Характерно, что один немецкий журнал даже дал новую одиннадцатую заповедь: «читайте Голсуорти». Его «Сага о Форсайтах» и продолжение последней «Современная Комедия» монументальнейшие произведения, значение которых — огромно.

Джемс Джойс — удивительнейший писатель-психолог. В своем запрещенном романе «Улисс» он передает жизнь одного человека в течение суток. Ничего не упущено. Все включено в эти семьсот с лишним страниц. Спальня и церковь, работа и отдых, уборная я кафе — все это передает Джойс, все стороны человеческой психики изображает этот писатель-исследователь. Влияние Джойса на западную литературу велико сейчас и еще более будет велико в будущем.

Огромно значение Шоу, Уэлса, Голсуорти и Джойса в английской и мировой литературе. Но литература ближайших десятилетий будет литературой не тех классовых групп, которые представляются этими писателями. Литература ближайшего будущего все больше и больше будет литературой рабочего класса. То, что есть в СССР, будет неизмеримо в больших масштабах иметь место и на западе. Поэтому, мы должны видеть не только гигантов литературы, не только те направления, которые представлены мощными художниками. На западе рождается новая литература. На западе появляется новый тип писателя, вышедшего из пролетариата, связывающего свое творчество с пролетариатом. Этот новый процесс, столь характерный для эпохи, в которой мы живем, наблюдается и в Англии.

Рождение новой литературы в АнглииУглекоп Джемс Уэлш в романах «Подземный мир» и «Морлоки» воссоздает жизнь углекопов на протяжении четверти века. Углекоп Гарольд Хизлоп дает в романе «Под властью угля» новый этан рабочего движения в Англии, когда на смену реформистским лидерам пришли коммунисты. Углекоп Джо Корри создает рабочий театр (невиданное в Англии дело), пишет пьесы из жизни шахтеров, которые самими же шахтерами исполняются. Перу Корри принадлежат также десятки поэм, рассказов и очерков. Углекоп Роджер Даталлер написал простую, но потрясающую книгу «Из записной книжки шахтеров», где сжато, внешне суховато передает будничные явления шахтерской жизни.

Металлист Ричард Фокс в книжечке «Фабричное эхо» дает ряд миниатюр из быта английских металлистов. Металлист Стэсей Хайд в «Товарищах по мастерской» зарисовал типы английских рабочих. В своем романе «Простые записки» Хайд уже отходит от наивного реализма, выказывает себя более зрелым художником. Каменщик Шон О’Кэзи, автор пьес «Плуг и звезды», «Юнона и павлин» и «Серебряный кубок», — значительнейший после Шоу драматург Англии. В его лице рабочая литература Англии утверждает себя как литература, равная буржуазной по своей художественной силе. Жаль, что наши театры не знают этого ирландского Шекспира.

Чернорабочий Pоyланд Кении в книге «Котомка, коробейника» выразительно зарисовывает быт английских чернорабочих. Патрик Мак-Гилл в ранний период своего творчества написал несколько книг прозы и стихов из жизни ирландских рабочих и бедноты, которые представляют значительный интерес.

Но не слишком ли мал этот список? Стоит ли говорить о каких-то новых процессах в западной литературе, когда можно назвать лишь несколько имен и десяток произведений? Да, можно. Ибо эти писатели — только начало. Ибо эти произведения — только первые вестники будущего рассвета. Ибо мы имеем не случайные явления, не какую-то ошибку истории, но органический социологически совершенно законный процесс.

Рабочая литература на западе создается в неимоверно трудных условиях. Кении перестал писать, ибо его никто не хочет печатать. Роман Хизлопа был издан только в СССР. Хайд прислал своя новые рукописи в Советскую Россию, — все английские издательства их не приняли к печати. Пьесы Джо Корри не ставит ни один театр, даже театры рабочих кооперативов находят их слишком левыми. Патрик Мак-Гилл приобрел популярность только тогда, когда перестал быть рабочим писателем.

Если же мы сравним современную рабочую литературу Англии с рабочей литературой России до Октябрьской революции, то сравнение будет в пользу английского пролетариата. Это говорит об очень многом. Даже о том, что Октябрь не так уж далек от королевской Англии.

С. Динамов.

Литературная газета 1929г.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top