Новая постановка Московского театра для детей «Про Дзюбу» («Шиворот навыворот») вызвала интерес в педагогических и широких «детских» кругах. Автор (Наталия Сац) показывает детям не «просто» ребенка, не примитивно «хорошего» или «дурного» героя, но маленького человечка с понятным, и в то же время большим внутренним миром — живого человека, определение которого уходит из рамок «дурной», «хороший».
В пьесе «Про Дзюбу» выведен тот особый мир детской выдумки, который мало известен взрослым. Весьма обычна фраза «пап» и «мам»: «Не говорите этого при детях!», но не все знают, что очень многое дети не говорят при взрослых, потому что «большие этого не понимают». Это сокровенное — выдуманные города, свой необыкновенный язык и др. — дорого ребенку, нужно ему, помогает формироваться его творческой личности.
В пьесе «Про Дзюбу» мальчик Вася выдумал себе страну Пашуканию, где он самый главный — Дзюба. В Пашукании есть много городов: Водичкинский, где «отовсюду и всегда течет вода»; Обратик, «где ходят и говорят в другую сторону»; Наоборотик, где «моссельпромщик на колесе и с пропеллером, дом на коньке, тигр с бородой к с клювом» и т. п. Дзюба не только выдумывает и рассказывает приятелям своим, Пипке и Павлу, о своей стране, — он решает отправиться в путешествие «по всей Москве», чтобы и другие стали «выдумывать необыкновенное» и на самом деле вышла бы Пашукания.
Большой интерес, с которым дети смотрят спектакль, последующие беседы, детские письма — подтверждают, что мысль спектакля до детей доходит, что идея пьесы актуальна, что она дает положительную зарядку.
В постановке (режиссер Наталия Сац) использован метод органического введения в действие кино-мультипликата, впервые в СССР примененного в постановке «Негритенок и обезьяна».
Мультипликат помогает передать зрителю те картины необыкновенных городов, которые представляет в своей фантазии Дзюба.
Кстати, здесь небезынтересно вспомнить, что до сих пор нереальные мысли героев неизменно изображались как сны, в то время как в данной постановке взят иной принцип: «то, что человек себе ясно представляет, он как бы видит, следовательно, могут видеть это и зрители».
В некоторых сценах мультипликат органически помогает развертыванию действия.
Так, в сцене города герои пьесы Дзюба (арт. Коренева) и Нинка (арт. Верлюк) садятся на рельсы трамвая, изображенного мультипликатом, спорят с людьми, изображенными мультипликатом, и т. п.
Спектакль представляет собою теснейшее сплетение слова, движения, музыки, кино, краски, — причем каждым из этих элементов режиссер пользовался, как средством для нахождения целого синтетического спектакля.
В. Н.