Вы находитесь здесь: Главная / Пролеткульт / Пролетарский Театр / Культурная Победа Рабочих-Тюрок

Культурная Победа Рабочих-Тюрок

Тюркский рабочий театрВ истории развития театральной культуры Азербайджана Тюркскому рабочему театру бесспорно принадлежит одно из выдающихся мест.

Рожденный в грозовые годы гражданской войны, Тюркский рабочий театр, естественно, должен был с первых шагов своей работы стать боевым рупором эпохи военного коммунизма и выполнить поставленную ему задачу служения целям и интересам революции.

В этот период театр, названный тогда «Сатир-Агит», строил свою работу, главным образом, на репертуаре из отдельных миниатюр, в котором воинствующая агитка, бичующая сатира, бытовая юмореска, насмешливый гротеск — призваны были разоблачать гниль темного прошлого и революционизировать сознание тюркской рабочей массы.

Став активным рычагом огромной культурно-просветительной работы среди отсталой тюркской массы, Тюркский рабочий театр, однако, в дальнейшем, в связи с ростом культурных запросов массового зрителя, не мог оставаться в узких рамках агитирующей миниатюры. Театру нужно было оставить миниатюрный жанр постановок одноактных пьес и перестроить всю работу в сторону создания спектакля большой единой пьесы, социально значительной по теме и художественной по форме.

В этой стадии своего развития театр в течение нескольких сезонов развернул большую работу, показав своему зрителю целый ряд произведений современною репертуара, правда, большей частью переводных, или подвергнутых переработке и данных в разрезе Азербайджанской действительности.

Театр принимал и принимает все меры к тому, чтобы обеспечить свой репертуар произведениями оригинальной тюркской драматургии, связавшись с этой целью с Азербайджанской организацией пролетарских писателей — «АзАПП». Конечно, в настоящих условиях решение острой репертуарной проблемы для тюркского театра — задача чрезвычайно серьезная и трудная, молодая тюркская драматургия еще не вдохновилась на создание большой оригинальной пьесы на тему современного Азербайджана, героики его революционной борьбы и хозяйственного строительства.

Тем не менее настойчивостью и энергичными усилиями руководителя театра т. Мамед Садых Эффендиева театр добился постановки крупного произведения М. Ф. Ахундова «Дервиш Местали Шах», и пьес современного тюркского драматурга Джалил Мамед Кули Заде — «Олядар» (Мертвецы) и «Анамын Китаби» (Книга матери). Помимо этих пьес в закончившемся сезоне были показаны. «Рельсы гудят» Киршона, «Разлом» Лавренева, «Бронзовый идол» и ряд возобновленных постановок прошлого года.

Тюркский рабочий театрЗа восемь лет своей работы театр значительно укрепил свое основное актерское ядро привлечением способного молодняка, среди которого ярко выделяются Джавадов, Кязым Зия, Гирайбеков, Талыблы, Салахлы, актрисы — Фатьма Ханум и Магфура Ханум и др.; не следует при этом забывать, что появление тюрчанки на сцене стало возможным только при Советской власти.

Владея вполне налаженным и гибким аппаратом, тюркский рабочий театр имеет возможность легко перебрасывать свои постановки в самые отдаленные уголки азербайджанской провинции, которые обслуживаются им особенно во время проведения различных кампаний — против пережитков религиозного изуверства, семейно-бытовых предрассудков, против чадры и т. д. На этом участке культурно-просветительной работы театр стяжал себе большую популярность, здесь его заслуги неоценимы.

Целиком ориентируясь на организованного массового зрителя, театр ставит во главу угла своей работы обслуживание рабочих районов. Прочно завоеванное театром доверие зрителей в городе и рабочих районах, большой интерес провинции к его работе, успехи гастрольной поездки театра, принесшей ему и за пределами Азербайджана признательную оценку — несомненные показатели огромной роли его в культурной жизни Азербайджана.

Вот почему вопрос творческой эволюции и дальнейшего развертывания единственного в республике Тюркского рабочего театра именно теперь, на грани приближающегося десятилетия советского Азербайджана, приобретает особую остроту и значение, ибо опекаемый семью нянями (Совнарком, Баксовет, АСПС, Наркомпрос), «у которых дитя без глаза», без твердой материальной базы, в обидной тесноте неуютного помещения бывшего кино, театр в сущности влачит жалкое существование, с трудом сводя концы с концами.

Не даром во время перевыборов Совета раздался трезвый голос советской и пролетарской общественности о необходимости избавить театр от нездоровой опеки многих учреждений и организаций и о передаче его в ведение Бакинского Совета.

Пора создать нормальные для Тюркского рабочего театра условия существования, которые должны обеспечить его дальнейшую работу для новых успехов и художественных достижений.

Гр. Либерман

Огонек №26. 7 июля 1929г.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top