Вы находитесь здесь: Главная / Пролеткульт / Как сделан Виктор Шкловский

Как сделан Виктор Шкловский

Как сделан Виктор ШкловскийМне пришло в голову, когда я недавно слушал во Всероссийском Союзе Писателей диспут о литературе и кино, где Шкловский читал вступительный доклад.

Шкловский человек крепкий и круглый. Из его блестящего черепа, похожего на голову египетского военачальника, сыплются неожиданные мысли, как влага из лейки на клумбы русской литературы.

Пить Шкловского нельзя, ибо он не вода и не питье, годное для жизни.

Я слушал Шкловского и думал.

— Какой яркий типичнейший эпигон буржуазной культуры. Он весь игра. Это комедия dell’arte, перенесенная в литературу. Это Бонико Росси, который никогда не терял своего времени на сцене.

Литература стоит перед вами, как лес конструкций, и Шкловский плавает среди них как рыба. Он видел, как все это сделано и где материал повлиял на архитектуру.

Статьи Шкловского, как и его доклад, нигде не начинаются и нигде не кончаются.

Темперамент этого человека сдвигает в теснины его головы огромное количество примеров, материалов, параллельных ручейков и ручеечков.

Примеры и мысль текут, сталкиваясь и сцепляясь. Материал борется с сюжетом, и сюжет с материалом. Этот блестящий поток по дороге ищет впереди русла, ибо Шкловский не знает социально-политического сюжета, как спина интеллигента не имеет позвоночника.

Наиболее комфортабельно устроившийся из людей. В. В. Розанов говорил:

— Литература — это мои штаны.

Шкловский в литературе, как в собственных штанах.

Штаны — слово считается неприличным, и Розанова ругали за бессовестность даже те, кому тоже было уютно.

Но Розанов был человек «с сюжетом» (ново-временским).

Шкловский же человек без «сюжета». Но я не хочу сказать, что это про него сказано:

— Плыви, мой челн, по воле волн…

Я не хочу никакого зла Шкловскому. Напротив, я его очень люблю.

Но поднявший материал на сюжет, от материала же погибнет.

Лев Толстой однажды, раздраженный фельетонистами за вылизывание коровьим языком всяческой морали из Анны Карениной, написал в письме Н. Н. Страхову:

— Теперь, когда девять десятых всего печатного есть критика искусства, нужны люди, которые показывали бы бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства и по тем законам, которые служат основанием этих сцеплений.

Лев Толстой не любил газет, медицину и многое другое. Может быть скрытный старец боялся участи Олега, толкнувшего ногой череп коня, на котором ездил.

Но Шкловский поверил на слово Толстому и захотел быть тем человеком, который показывает бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении.

Может быть Шкловский притворился, что поверил Толстому (ведь это тот же Толстой, написавший «Что такое искусство»?)

Но Шкловский хочет заставить нас поверить упрямой хитрости рассерженного мастера —

— Поверить, что сюжеты Толстого имели для него самого только технический смысл в сцеплении обязывающего к определенному поведению материала.

И Шкловский, оглянувшись на Толстого, сказал так:

— Произведения словесности представляют из себя плетение (курсив автора) звуков, артикуляционных движений и мыслей.

Мысль в литературном произведении — или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, или же инородное тело.

Also sprach — Виктор Шкловский в лето 19-го года («Поэтика» ст. 143).

После этого раздался выстрел, и Шкловский взорвался.

Он сам рассказал нам об этом событии в свой честной книжке «Революция и фронт».

Засим началось «плетение» событий, и Шкловский пустился в «сантиментальные путешествия». Это была интересная, но опасная прогулка. Шкловский ходил боком и прыгал как шахматный конь, минуя барьеры.

Но шахматная доска имеет 64 поля, а конь конечное количество ходов. Виктор Шкловский прыгнул снова на советскую клетку.

Однако, развертывание сюжета не кончилось.

Тов. Троцкий писал о «формалистах» и их признанной главе, Шкловском, что эти люди суть «иоанниты»: под их скромной формальной рясой бьется сектантский пафос и горячая вера в двигательную силу слова.

В начале бе слово. Нет, в начале бе Шкловский, а «формализм» — потом.

Эта крутая, блестящая голова, как курок, взведенный над книжками, действует, словно отмычка среди литературных строений.

Этот дух конструктивного профессионализма Шкловский привлек к объяснению явлений искусства.

Шкловский (и формалисты) не видит в искусстве особого опосредствования практических социальных целей. По Шкловскому все имеет одну функцию: формально-техническую — служить имманентным целям эстетических конструкций.

Паровозный шатун служит движению колеса, как и пар, в конструкции паровоза. Но через опосредствование паровоза шатун служит главной цели — возить людей. Только эта цель вяжет и решает материал, являясь центральным конструктивным упором. Искусство диалектично, и явления его надо расценивать со стороны двух функций: формально-конструктивной и социально-практической.

Шкловский видит молекулярное строение литературы и кино, категорическое различие их, и просит нас не смешивать эти две области, материал которых отличен и требует своих приемов и своих сюжетов.

Он — Виктор Шкловский — любит литературу. Там он жонглирует на 50 строках одновременно пятью сюжетами. Говорит обо всем и ни о чем. Ибо Шкловский «ходит боком». «Причин этому много; главная из них — условность искусства».

Шкловскому возражают — Шкловский отвечает. Отвечает талантливо и возбуждая. Это круглый человек, как Ванька-Встанька, не может быть положен на обе лопатки.

Все выходят из Союза и идут через сад Дома Герцена на Тверской бульвар, от споров разгоряченные, как актеры.

«Но дорога искусства — кривая дорога, дорога на которой нога чувствует камни, дорога, возвращающаяся назад». Смушковый кулич шапки Шкловского качается между деревьями и сворачивает в сторону.

— «Шкловский, вы и здесь не можете идти прямо, а залезли в снег».

Корнелий Зелинский.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top