Вы находитесь здесь: Главная / Пролеткульт / Эрих Драх — артист-чтец

Эрих Драх — артист-чтец

Эрих Драх - артист-чтецСама природа указала Эриху Драху артистический жизненный путь, наделив его прекрасным голосом и такими же внешними данными. Пробыв недолгое время в театре в Берлине Макса Рейнгардта, где он получил свое художественное образование, Драх всецело отдался искусству чтения и речи. На этом поприще он выступил, как чтец, а позднее и как педагог.

В исполнении Драха безусловно хороша проза. Здесь на лицо и богатство интонаций, разнообразие красок, и внутренняя сила, соединенная с большой умственной сосредоточенностью. Чтение им стихов производит в общем меньшее впечатление, чем исполнение прозы. Это показывает, что немецкая школа декламации мало уделяет внимания построению стиха, с его строфикой и, особенно, ритмикой. Культурная связь с Германией до войны основывалась на одностороннем влиянии немецкой теории художественного чтения на русскую и на редких гастролях знаменитых артистов и в то же время чтецов. Русская теория чтения начала формироваться в 70-х годах и развиваться в последующие годы под большим воздействием немецких авторов. В наши дни односторонняя культурная связь начинает переходить в двухстороннюю. Здесь я имею в виду широкое распространение в Германии коллективной декламации, или, как называют немцы, «говорящего хора», зародившегося в нашей московской школе чтения и речи еще в 1915 г. и получившего особенное развитие после Октября.

Сравнивая немецкую коллективную декламацию с русской, услышанной им у нас, в СССР, Эрих Драх в беседе на приеме у президента ВОКС О. Д. Каменевой отметил несравненное превосходство русского «художественного», по его словам, исполнения перед «примитивным» исполнением у них, в Германии. Для автора этой статьи слова Драха не представляют ничего удивительного, ибо говорящий хор может быть образцово поставлен лишь там, где высоко разработана музыка речи, с более или менее точным обозначением мелодии и ритма, позволяющим разрозненные единицы сочетать в согласованное целое. В этом отношении немецкой теории декламации небесполезно будет познакомиться с нашими достижениями в этой области и даже кое-что позаимствовать. Тут знаменательно и то, что Драх просил показать в Германии русский говорящий хор, а также и то, что в Москву на три месяца был командирован доцент Берлинского университета г. Адольф Лане для ознакомления с нашей системой чтения и речи, чтобы затем использовать ее при обучении русскому языку немцев. В настоящее время у нас идет большая работа по культуре живого слова, сосредоточившаяся в Москве — в Комиссии живого слова при ГАХН (под руководством А. К. Шнейдера) и в Ассоциации деятелей живот слова, и в Ленинграде — в Гос. институте истории искусств (под руков. С. И. Вернштейна). Все это должно укрепить взаимность культурной связи как с Германией, гак и с другими странами, с которыми нам необходимо связаться всеми возможными путями, как, например, поездками, обменом трудами и пр.

Вас. Сережников 1929 г.

На снимке: Эрих Драх (справа) с проф. Шнейдером и автором очерка проф. В. К. Сережниковым

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top